Внутренние и международные перевозки опасных грузов регламентируются многочисленными нормативными документами государственного, отраслевого и межгосударственного уровня, в которых прописаны основные правила и понятия. Рекомендации и требования к тому, как должны транспортироваться особо опасные грузы, даются в различных конвенциях («О международной гражданской авиации» 1944 г., «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху IKAO» и т.д.).
В отечественном законодательстве требования к опасным грузам перечислены в Воздушном кодексе РФ, а также в многочисленных ФЗ «Об оружии», «Об использовании атомной энергии», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения» и т.д.
Также существует обширный перечень отраслевых документов и стандартов, раскрывающих, как перевозить опасные грузы, правила их транспортировки и т.д. Например, Указание МГА 1991г. №195/У «Основные процедуры, связанные с авиаперевозкой опасных грузов, выполняемые воздушными судами ГА СССР», ГОСТ 19433 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ГОСТ 26319 «Грузы опасные. Упаковка».
Что такое «особо опасные грузы»?
Одним из основополагающих регулирующих нормативных актов, определяющих термин «опасные грузы», правила и принципы их перевозки, классификацию и т.д., выступает принятая Россией в 1984 году «Конвенция о международной гражданской авиации…». Согласно изложенным правилам и Приложению № 18 к вышеупомянутому документу, «особо опасные грузы – это любые готовые изделия или вещества, которые в процессе авиаперевозки представляют угрозу для жизни, здоровья и безопасности пассажиров, экипажа или имущества воздушного судна».
Международные перевозки опасных грузов: стандарты и правила ООН
Правила перевозки опасных грузов в мировом масштабе, а также исчерпывающий перечень и классификация представляющих опасность веществ, даны в так называемой «Оранжевой книге» ООН, издаваемой соответствующим экспертным комитетом.
Все вещества, относящиеся к категории «особо опасные грузы» имеют единое международное название, применяемое при маркировке, упаковке и оформлении транспортных документов. В соответствии с правилами перевозки опасных грузов, каждому веществу присваивается уникальный четырехзначный номер.
Правилами перевозки опасных грузов предусмотрена их обязательная маркировка с указанием всех классов опасности. Причем, при указании основного класса должна быть точно указана и категория. При осуществлении международных перевозок опасных грузов маркировка должна быть нанесена с учетом возможного воздействия атмосферных явлений. При транспортировке изделий нестандартной формы маркировка производится путем крепления висячего ярлыка.
Инструкция по перевозке опасных грузов ООН предусматривает нанесение знака опасности с двух сторон тары, а также на четырех сторонах – для контейнера. По форме такой знак представляет собой квадрат с минимальным размером 100*100 мм, закрепленный под углом 45 градусов (в виде ромба). В соответствии с правилами перевозки опасных грузов, информация включает в себя символическое обозначение и номер основного класса (при наличии – категории вещества), а также буквенный код группы совместимости. Возможно дополнительное нанесение других информационных надписей.
Международные перевозки опасных грузов: классы вредных веществ
- взрывчатые;
- газы;
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- легковоспламеняющиеся твердые вещества, а также подверженные возгоранию и выделяющие легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой;
- окисляющие вещества и органические перекиси;
- токсичные и инфекционные;
- радиоактивные;
- коррозионные;
- прочие – все остальные опасные грузы, правила транспортировки которых призваны обеспечить безопасность экипажа, пассажиров имущества и которые нельзя отнести к другим категориям. (Например, двигатели внутреннего сгорания, намагниченные материалы, надувные спасательные средства, препараты-анестетики, сухой лед, асбест и т.д. – определяются правилами перевозки опасных грузов как источники возможной угрозы.)
Правила перевозки опасных грузов авиатранспортом: запрещенные вещества
В соответствии с первой частью параграфа 2.1. «Инструкции по безопасным международным перевозкам опасных грузов по воздуху» ИКАО (IATA), существует определенный перечень коррозионных, токсичных, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, которые не подлежат транспортировке воздушными судами ни при каких обстоятельствах. Документ «DANGEROUS GOODS REGULATION», определяющий перечень запрещенных веществ и правила перевозки опасных грузов, издается ежегодно на английском языке.
Опасные грузы: правила транспортировки
При осуществлении внутренних и международных перевозок опасных грузов необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, как уже было сказано, изделия или вещества должны быть надежно упакованы, отнесены к тому или иному типу в соответствии с общепринятой классификацией, и обозначены номером в соответствии со стандартами ООН. Также необходимо составление правильного описания груза в «Декларации отправителя на опасный груз».
Индивидуальные требования к опасным грузам относительно упаковки, крепежа, предоставления дополнительных нейтрализующих веществ или, например, средств пожаротушения определяются каждым перевозчиком. Грузоотправитель обязан выполнять данные требования.
Внутренние и международные перевозки опасных грузов подчинены строгим стандартам в области тары и упаковки, которая быть опломбирована и иметь соответствующую маркировку. Не допускается одновременное использование одного места для транспортировки обычного и представляющего потенциальную опасность груза.